Типовая должностная инструкция старшего помощника (Chief Officer)

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Старший помощник капитана подчиняется капитану, является его первым заместителем и ответственным за организацию общесудовой службы на судне. Он должен быть постоянно готовым заменить капитана и принять на себя командование судном.
В отсутствие капитана старший помощник может самостоятельно производить перешвартовки и переходы судна в портовых водах, вызывая при необходимости лоцмана и портовые буксиры.
Старшему помощнику в административном отношении подчинен весь экипаж, и его распоряжения в части соблюдения судового порядка, дисциплины, организации службы и распорядка дня обязательны для всех членов экипажа и лиц, находящихся на судне.
Старший помощник является начальником общесудовой службы и руководит палубной командой и командой быта, работой второго, третьего, четвертого и пятого помощников.
2. ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
Общие:
  • составлять и корректировать судовые расписания;
  • организовывать и проводить подготовку экипажа по борьбе за живучесть судна, использованию спасательных средств и спасению людей, груза и судового имущества, контролировать подготовку аварийных партий и групп, непосредственно руководить действиями экипажа по борьбе за живучесть судна;
  • обеспечивать постоянную готовность спасательных средств к немедленному использованию, укомплектованность их надлежащим снабжением;
  • обеспечить наличие на борту и надлежащее хранение неснижаемого запаса продуктов;
  • контролировать и вести учет количества воды в балластных и питьевых цистернах, ее расход;
  • совместно с начальниками служб размещать членов экипажа и временно прибывших на судно лиц по жилым помещениям;
  • обеспечивать правильную техническую эксплуатацию и содержание в надлежащем порядке корпуса, палуб, надстроек, судовых помещений и отсеков, питьевых танков, помещений коллективной защиты, медицинской помощи и провизионных кладовых, дозиметрических приборов, средств индивидуальной защиты и затемнения, рангоута и такелажа, грузового, якорного, швартового, буксирного, промыслового (где нет службы добычи) устройств, спасательных средств судна; противопожарного, аварийно-спасательного оборудования, имущества и инвентаря, мерительных, воздушных и приемных труб; воздухоотводов и приварных каналов вентиляции, клинкетных дверей и их приводов (кроме машинно-котельных отделений), трапов, штормтрапов и кранцевой защиты;
  • совместно с главным (старшим) механиком проверять состояние водонепроницаемых отсеков и закрытий судна;
  • планировать и осуществлять контроль за проведением судовых работ; следить за качеством приготовления пищи;
  • распределять матросов по службам общесудовой, добычи и обработки, практикантов по судовым службам (на учебных судах – совместно с помощником капитана по учебной части);
  • обеспечивать своевременное получение, хранение, расходование и учет аварийно-спасательного, противопожарного и специального имущества и инвентаря, снабжения и расходных материалов по общесудовой службе;
  • вести документацию по учету технического состояния своего заведования, готовить ремонтные ведомости; составлять планы проведения занятий, учений, осмотров, проверок и обеспечивать их выполнение; вести судовую книгу приказов.
Перед началом и в ходе грузовых операций:
  • обеспечить подготовку грузовых устройств и помещений к приему груза; проверить их готовность совместно с вторым помощником, старшим механиком, электромехаником (электриком) и помощником капитана по пожарно-технической части;
  • лично руководить погрузкой (разгрузкой) и креплением крупногабаритных и тяжеловесных грузов, размещением и креплением палубного груза;
  • лично руководить подготовкой судна к перевозке опасных грузов и обеспечивать выполнение правил их перевозки.
Перед выходом в рейс:
  • обеспечить подготовку судна по-походному, приняв меры к надлежащему креплению палубных устройств и грузов;
  • проверить готовность рулевого, якорного, швартовного, шлюпочного устройств, сигнально-отличительных огней, средств световой, звуковой и аварийной сигнализации, внутрисудовой связи, машинного телеграфа и дистанционного управления главными двигателями; убедиться в надежном закрытии трюмов, люков, горловин, тамбучин, иллюминаторов, капов и других отверстий палубы и бортов;
  • за 2 часа до выхода доложить капитану о готовности службы к рейсу и за 15 минут – о готовности судна к отходу.
В рейсе:
  • контролировать надлежащее крепление палубных устройств и грузов; организовывать и вести наблюдения за водонепроницаемостью корпуса, герметичностью наружного контура судна и принимать меры к их обеспечению; руководить подготовкой судна к штормовому плаванию и к борьбе с обледенением;
  • при оставлении судна экипажем обеспечить проверку помещений судна и удостовериться в том, что на судне людей не осталось.
Старший помощник несет ходовые вахты с 4 до 8 часов и с 16 до 20 часов. На судах, где более трех помощников капитана, старший несет одну ходовую вахту в сутки с 4 до 8 часов и осуществляет контроль за вахтой четвертого помощника с 16 до 20 часов. В сложных условиях несет ходовые вахты по указанию капитана.
При швартовых операциях находится на мостике или в ином месте по указанию капитана.
На судах, где не предусмотрена должность помощника капитана по пожарно-технической части, его обязанности возлагаются на старшего помощника капитана.
На судах, где не предусмотрены должности судового врача или фельдшера, их обязанности могут быть возложены на старшего помощника капитана.