Почти то же самое происходило ранее и у нас, так как мы не имели возможности свободно путешествовать по всему свету и, в сущности, не нуждались в использовании иностранных языков.
Для чего они нам были нужны? Чтобы без помех слушать западные радиостанции? В то время, наверное, таких почитателей у нас и было тринадцать на 1000 (как было упомянуто в начале этой статьи). Путешествуя по Советскому Союзу, мы повсюду могли говорить на родном языке, т.е. по—русски. С нами также все общались на этом языке, потому что жители союзных республик, владея своим родным языком, должны были хорошо знать еще и русский. Так же, к примеру, как жителям Европы следует знать английский.
Европейцы знают иностранный не из—за того, что их хорошо обучали в школе, а оттого, что Европа не имеет границ, и людям необходимы какие—то общие языки. Невозможно представить, к примеру, норвежца, который хотя бы на короткое время не покидал свою страну, который читает только лишь норвежскую прессу и смотрит исключительно передачи норвежского телевидения.
Очень многое: встречи, экскурсии, командировки, загранпоездки, переписка, литература, фильмы, телепередачи, общение по Интернету и проч. — стимулирует, а также помогает им изучать языки, в первую очередь, английский. И, конечно, еще язык соседней страны. Норвежцу, скажем, не обойтись без шведского. Ну а как жителям Швейцарии не знать французского, немецкого, итальянского, ведь эти чужие языки буквально смешаны в их стране? Поэтому на Западе стараются поддерживать культуру многоязычия. Там никого не удивит, и не привлечет пристального внимания человек, свободно владеющий 3—4 иностранными языками.
Такая же мотивация — знание языка с целью учебы или трудоустройства за границей — побуждает и нас в последние годы осваивать новые языки.
Все большее число россиян начинают изучать чужой язык по собственному желанию, а не по принуждению. В последние годы, к примеру, появляется даже какое—то повальное увлечение в нашей столице — изучать иностранные языки. Это является весьма важным и знаменательным. Те, кто стремится овладевать знаниями, могут добиться значительно больших успехов, чем за время учебы в школе, кроме того — гораздо быстрей, так как обучаются они по совершенно иным методикам.
Вместе с тем, неверно было бы думать, что, остановив свой выбор на западных технологиях, вооружившись видео— и аудиотехникой, переобучив преподавателей, все тут же смогут заговорить на чужих языках. Популярные европейские методики имеют свои недостатки. Едва ли не каждый европейский ученик, как и всякий другой человек, который обучается по этим методикам, практически сразу начинает легко говорить на новом языке, хотя прочесть какую—нибудь книжку или публикации в газете, большей частью, не способен (не может -?). Это происходит не из—за малого словарного запаса, которым он владеет, а оттого, что он не знает грамматики.
Базой для овладения иностранным языком, а также его усовершенствования должны быть: а) понимание структуры и логики языка — с одной стороны; б) умение говорить на этом языке — с другой стороны. Школьнику необходимо предоставить данные основы, а в дальнейшем он сможет развивать новый язык уже самостоятельно.