Как правильно повторять и проверять полученные знания

­36850504.if2x4veyhn.W665Как надо пересказывать материал – вслух или про себя?

Когда ведется речь об изучении иностранных языков, рекомендовано изучение вслух. В других случаях такой необходимости нет, да и зачастую это бывает невозможно, к тому же, если оно длится долго, могут устать голосовые связки.

И все же, изучая предметы, где большое значение имеют точные формулировки, целесообразней проводить повторение вслух, потому что таким образом мы учимся точности высказываний, что окажется необходимым на экзамене или в практической жизни.

Материал, который нам не удается усвоить, обозначаем сбоку определенной отметкой, например «минус». При следующих повторениях уделяем этому материалу особенное внимание, и лишь тогда, когда мы усвоим его, знак «минус» изменим на «плюс».

Когда можно закончить изучение материала? Тогда, когда удалось хорошо его пересказать? Проведенные исследования показали, что даже после первого удачного воспроизведения материала желательно продолжать его изучение, в связи с тем, что только так можно обеспечить его глубокое запоминание. В дальнейшем повторения проводим с временными интервалами, которые были рекомендованы в начале этого раздела («Познаем функцию памяти»). Стоит признать, что другого способа против забывания, кроме повторения, к сожалению, нет.

Если мы первое, второе, а в случае необходимости, и третье да и все последующие повторения проведем тогда, когда следует, соответственно психологических особенностей забывания, мы сэкономим немало времени и сможем сказать, что работаем действительно рационально.

Основательное повторение заключается в том, что закрыв книгу, стараемся пересказать отдельные части материала. Такое обстоятельное повторение можно чередовать с беглым, когда, листая книгу, следим за подчеркнутыми строками и взятыми в рамки словами. Так перебираем в памяти весь материал, повторяем пассивно.

Сколько раз следует повторять? Ответ на данный вопрос зависит от сложности материала; от его характера (химия это или история); от общего количества страниц; от памяти того, кто изучает, и пр. Если мы овладели материалом за одну-три недели, разумеется, что повторять его будем меньше раз, чем, к примеру, при подготовке к экзаменам, которая занимает много недель, а то и месяцев. В последнем случае следует обратить особенное, пристальное внимание на сказанное выше о повторении и забывании.

Особым случаем является изучение материала, который нам нужен будет намного позже. Например, мы хотим научиться разговаривать на иностранном языке, знание которого пригодится нам, возможно, через два года. В таком случае, не остается ничего другого, как повторять его (чем дальше, тем с большими временными интервалами) весь этот период, пока не наступит время применить приобретенные знания на практике.

Кстати:

— в средневековье люди мечтали создать лейку, с помощью которой мысли, знания можно было бы влить в голову (так называемая нюрнбергская лейка).