Когда ученики разного уровня? Часть2

Что делать, если в группе ученики разного уровня? Часть 2Итак, атмосфера создана. Теперь главное — это сохранить ее и плавно подойти к ознакомлению с новой темой (чтоб студентам учебник не представлялся, как что-то скучное и отдаленное от реалий).

Взять, например, тему о выдающихся мастерах. После того, как каждый студент рассказал о том, что было ним прослушано/просмотрено по ТВ или же о том, что он посетил накануне — преподаватель может задать вопрос о знаменитостях. Точнее, о каких событиях ученикам бы хотелось узнать; что именно и почему зачастую побуждает обсуждать известных личностей. Будет весьма кстати инициировать брэйнсторминг: фамилии знаменитостей; их профессии; жанр/стиль/творческий почерк и пр., а также — ассоциации студентов с их родом деятельности. Данный пункт, где студенты узнают немало абстрактных слов, касающиеся ощущений, оказывается для них наиболее интересным.  

Мозговым штурмом эффективно заниматься, если группы обучающихся распределены по такому принципу: «сильный+слабый+средний» (термин условный). Каждой из этих групп необходимо презентовать собственную, так называемую, «паутинку» (mind map). Это — карта ассоциаций, при создании которой, у каждого обучающегося свой темп работы, но вместе с тем, «сильным» оказывается помощь «слабому», а «слабый» учится у «сильного».

Результатом этой работы являются карты памяти, и уже на их основе происходит составление и вторичное проговаривание общего вокабуляра, тестируемого на последующем уроке. Темы этого общего вокабуляра — «базовый» и «дополнительный». «Базовый» (70 процентов) — для всех; «дополнительный» (30 процентов) — для тех, кто может легко справиться с «базовым» (это будет несложным установить после 2-3 проведенных уроков). В дополнительном  словаре могут быть внесены синонимы, антонимы, а также немало слов, которые соответствуют словарю уровня B2 и выше.

Такое же происходит и с выполнением домашних заданий 2-х категорий: пониженной и повышенной сложности. В первом случае — с наличествованием опор, таких как: примеры, незавершенные фразы, предложения с пропусками, оперативные схемы и пр. — обучающийся не отвечает в первых рядах. Во втором случае — в менее развернутом виде ( более продуктивного характера) — после его выполнения обучающийся отвечает в первых рядах. Важным является то, что любой из студентов может сам выбрать одну из этих категорий. Еще лучше, когда каждая категория имеет несколько вариаций домашнего задания, так как из-за свободы и права выбора у студентов повышается интерес к изучению языка. Даже в случае когда явный отличник уклоняется от составления «дополнительного» вокабуляра или от выполнения задания повышенной сложности, едва ли данное будет рассматриваться, как типичный случай, ввиду его тяги к совершенствованию.

Кроме обычных уроков языком целесообразно также проведение, т.н., «разгрузочных» занятий, как бы выпадающих из рабочего ритма и являющиеся, по существу, для студентов чем-то вроде развлечения. Это может выражаться всевозможными сценками, пеним песен, презентациями, где (как проверено практикой) обучающиеся, имеющие недостаточную мотивацию, с допороговым уровнем знаний смогли показать хорошие результаты и пользовались выученными словами/репликами на дальнейших занятиях.

Если подытожить все вышесказанное о работе со студентами, у которых различные уровни овладения языком, с целью повышения ее эффективности, то преподавателю следует помнить о важности 4-х аспектов, в т.ч.:
— создание благоприятной
атмосферы общего вовлечения, личной авторитетности и открытий, где каждый располагает возможностью высказывания своего мнения в такой форме, в какой умеет;
— плавное введение в новую тему
посредством брэйнсторминга, с правильной  «расстановкой сил», где используется принцип: «обучу тебя и сам усвою материал получше», «обучусь у тебя и в будущем сумею выполнять задания самолично»;
варьирование заданий (в т.ч., домашних) по уровням и опорам, предоставление свободы выбора и соблюдение баланса очередности выступлений обучающихся;
творческие задания, определенные личным выбором обучающегося по мере его возможностей, в которых он сумел бы выразить себя в групповом обучении или же — в индивидуальном.

В заключение стоит сказать, что временами едва ли не каждый из обучающихся склонен «лишь слушать» (что может происходить с любым нормальным человеком в какой-то период). Понятно, что всецело отстранить такого студента от участия в проведении урока — неэффективно, и потому он может получить задание фиксировать все значимое для него, прозвучавшее на занятии.

Главное, чтобы в дальнейшем он смог применить данные записи для совершенствования своей речи. Этои ряд языковых наборов, которые упорядочивают речь и позволяющие ей располагать большей самостоятельностью; и хотя бы несколько фразеологических словосочетаний, неизменно оживляющие и украшающие речь, как например, такая фраза: «Its raining cats and dogs» (смысл фразы:льет как из ведра)!