Кстати сказать, проявление этой закономерности знакомо большинству своим практическим применением в методе интервального повторения, о котором Вам может поведать Википедия.
Здесь же речь пойдет о некоторых экспериментах, проведенных еще в конце минувшего столетия и оставшихся непримечательными для широких масс, но при этом, удивительно хорошо передающих суть данного эффекта.
Эти исследования продолжались на протяжении восьми лет. Участники опыта, запомнившие по триста иностранных слов, повторяли эти слова с разными интервалами. Для повторения существовало шесть вариантов (по пятьдесят слов на каждый из них), в т.ч.:
— тринадцать сессий с перерывом четырнадцать дн.;
— тринадцать сессий с перерывом двадцать восемь дн.;
— тринадцать сессий с перерывом пятьдесят шесть дн.;
— двадцать шесть сессий с перерывом четырнадцать дн.;
— двадцать шесть сессий с перерывом двадцать восемь дн.;
— двадцать шесть сессий с перерывом пятьдесят шесть дн.
Сессии проводилось в следующем порядке: на первой сессии участнику необходимо было просмотреть пятьдесят карточек с иностранными словами и постараться все их усвоить. Далее, при прохождении теста, ему требовалось указать перевод каждого из этих слов. Окончание сессии происходило тогда, когда участником были правильно названы все нужные слова. Началом последующих сессий были тесты, а в остальном они ничем не отличались от первой сессии.
В подтверждение потенциальных предположений оказалось, что трудней всего изучение слов происходило в том случае, когда сессии проводились с 56-дневными интервалами, и усвоенные слова с карточек обучающимися уже забывались. Однако же, по прошествии времени затрата этих усилий окупалась. Через 5 лет наилучше смогли запомниться слова, усвоенные во время обучения на сессиях с интервалом в пятьдесят шесть дней, (слова, что были припомнены участниками в процентном соотношении — 57 и 76 за тринадцать и двадцать шесть сессий соответственно). После обучения с четырнадцатидневными интервалами был получен такой результат – 43 процента и 56 процентов.
Важным выводом данного исследования является следующее: тринадцать сессий с перерывами в пятьдесят шесть дней можно приравнивать к двадцати шести сессиям с четырнадцатидневным перерывом.
Иначе говоря, чтобы добиться хороших результатов в долгосрочном запоминании, можно затрачивать времени на занятия языком в два раза меньше, при условии, что продолжительность интервалов меж занятиями будет увеличена в четыре раза.