Понятие ретроактивного торможения — это проявление негативного воздействия на запоминание деятельности, последовавшей за заучиванием, а понятие проактивного торможения – проявление негативного воздействия деятельности, предшествующей заучиванию.
Знание этих законов дает объяснение исследованию с картинами художников, проведенного Робертом Бьорком, с иной стороны. Постарайтесь представить себе такую аналогию: Вам надлежит не рассмотреть шесть картин кряду определенного стиля, а просто полакомиться шестью кусочками шоколада разных сортов. Попробовав 1-й кусочек, Вы смакуете и оцениваете вкус шоколада. Взяв отведать 2-й кусочек, находите в чем-то его отличие от 1-го. При вкушении 3-го, 4-го кусочков уже начинается некоторая «неразбериха» со вкусами: они просто смешиваются! Привкус последнего отведанного кусочка воздействует на только что попробованный Вами шоколад. В свою очередь, вкус шоколадки, оказавшейся сейчас у Вас во рту, смог воздействовать на вкусовые качества того кусочка, что был съеден последним. В этом случае надобно или смаковать шоколад с некоторыми перерывами между опробыванием разных сортов, или же заменять перерывы дегустацией чего-нибудь другого.
Подобным образом необходимо действовать, к примеру, и при изучении языка: или введение перерывов в процесс обучения (меж занятиями), или же взамен перерывов овладевать какими-нибудь другими знаниями, которые не должны быть похожими на основной предмет изучения. Действие ретроактивного, а также проактивного торможения проявляется тем сильней, чем больше сходны между собою изучаемые предметы.
Чувство надоедливости может повлиять на усваивание изучаемого материала
Попробуем вернуться к рассмотренным в самом начале этой статьи исследованиям о распределенном и интенсивном обучении. Вспомните, когда одни участники должны были заниматься 4 раза еженедельно, другие — лишь 2 раза за такой же период. Длительность одного занятия — в течение академического часа (45 мин.). Следует заметить, что занятие такой продолжительности при прохождении программы по совершенствованию рабочей памяти является достаточно трудоёмкой нагрузкой. Вполне возможно, что участникам эксперимента, которые осваивали язык 2 р. еженедельно, изучаемый материал попросту не успевал набить оскомину, и потому они учились с большей эффективностью и заинтересованностью. По-видимому, это сказывалось и на их утомляемости, которая проистекала у них медленней, нежели у тех участников, которые занимались еженедельно 4 р.