Развитие навыков английского. Аудирование. Часть 4

Развитие навыков английского. Аудирование. Часть 4В настоящее время задания, аналогичные приведенным в ч.3 нашей статьи, существуют в огромном количестве. Увы, обычно учебники по английскому языку упражнений такого рода содержат немного, и потому преподаватели зачастую составляют их сами.

Если обучающиеся будут выполнять как можно больше этих упражнений самостоятельно, то и формирование их навыков аудирования будет более последовательным и успешным.

Безусловно, выполнение подобных упражнений впрямую не определяет восприятие текста. Они нацелены на то, чтобы развить у изучающих иностранный язык внимание и умение «слушать». К тому же, они играют роль своеобразной психологической уловки. Обучающийся преспокойно может слушать аудиозапись, тогда как глазами он сосредоточен на скрипте. Или, скажем, вписывает слова в имеющиеся в скрипте прочерки. В случае когда ему что-то непонятно — возвращается к прослушиванию аудиозаписи повторно. Т. о., время контакта с английской речью возрастает. Немного погодя, человек, к собственному удивлению, может не просто сконцентрироваться на проставлении пропущенных слов, но также — понимать, о чем повествуется в аудиотексте. Кроме того, вариативность упражнений делает аудирование весьма интересным и не вызывает негативных эмоций у обучающихся.

Рекомендации обучающимся языку индивидуально

Выберите какую-нибудь аудиокнигу и текст к этой книге. Произвольно уберите из текста несколько слов, а вместо них поставьте такие обозначения: ____________. Далее прослушайте аудиокнигу и вписывайте удаленные Вами слова. Так Вы сможете быстро научиться и слушать, и воспринимать иностранную речь.

б) Выполнение упражнений на развитие понимания услышанного можно чередовать с заданиями, которые описаны ранее.

Ниже представлены некоторые примеры упражнений, в т.ч.:

«Это — правда или ложь», «Необходимо ответить на вопросы», «Требуется выбрать правильный ответ», «Надо прослушать аудио и отметить «птичкой» действия/явления/события, которые были описаны говорящим (приведены несколько вариантов)», «Следует определить соответствие меж говорящими и их репликами».

Такие упражнения могут содержать задания на аудирование в сборниках, предназначенных для подготовки к сдаче ВНО и других экзаменов. Для учащихся выполнение подобных упражнений значительно упростится при условии, что развитие их навыков аудирования будет последовательным.

Итак, прежде всего должна быть подготовлена языковая база (изучаем новые лексические и грамматические единицы). Потом следует снять психологическое напряжение, далее — научиться концентрироваться на чужой речи, а также учиться вычленению отдельных слов. Пройдя все это, обучающиеся смогут и понимать содержание аудиоматериала, и сосредотачиваться на деталях, и отвечать на вопросы.

4. Упражнения, носящие репродуктивно-продуктивный характер

К этим упражнениям относятся:

множество различных пересказов и проведение анализа услышанного;
— ответы на вопросы, которые требуют
подробной (развернутой -?) информации;
— ролевые игры, дискуссии (их проведение);
— рассмотрение/
обговаривание проблематичных тем, задетых в аудиоматериалах;
— и др.

Без сомнения, подобные упражнения отличаются высочайшей значимостью. Но обучающиеся смогут выполнить эти упражнения лишь тогда, когда их навыки слуховой рецепции развиты на достаточном уровне. Изучающие English индивидуально, могут воспроизвести услышанную информацию письменно: эссе на проблемную тематику; изложенные на бумаге ответы на всевозможные вопросы, проч.

И в заключение: еще раз акцентируем внимание на том, что при проведении занятий необходимо учитывать все 4 этапа аудирования.