Первое чтение
Изучая что-либо, например, английский язык, старайтесь всегда работать с карандашом в руке. Вы обозначаете сбоку на полях места, на какие надо обратить внимание, и таким образом, имеете разделение текста по степени важности. Искусство обучения заключается прежде всего в том, чтобы из богатой информации, которую содержат многочисленные предложения и абзацы, выбрать именно те, что необходимо запомнить. Не каждое предложение, зачастую, и не каждый абзац содержат факты, которые нам надо помнить. Эффективность обучения зависит от умения анализировать прочитанный текст, оценивать важность отдельных фактов и усвоить в первую очередь то, что составляет ядро нового материала. Работая без карандаша, Вы каждый раз при новом возврате вынуждены будете пересматривать каждый абзац, выискивая важные места, требующие запоминания. Если же в первом чтении Вы их легонько обозначили карандашом, то облегчите себе работу при повторении.
Первое чтение может быть не таким детальным, как второе. Вы можете читать быстро, но так, чтобы хорошо понимать прочитанное. Встречая непонятный абзац, обозначьте его сбоку и идите дальше. Это особенно касается тех, кто привык останавливаться на деталях и разгрызать крепкий орешек. Они тратят при этом много времени и отстают с выполнением своей рабочей программы.
Первое чтение запланированного материала отвечает принципу: лучше изучать целое, чем его отдельные части одна за одной. Благодаря этому, уже в первом чтении перед нами возникает общая картина, которая при следующем чтении обогащается новыми деталями. Когда же изучать абзац за абзацем, общей картины не будет, кроме того, необходимо будет создавать «мостики» для перехода от абзаца к абзацу, что является лишней нагрузкой на память. Здесь целесообразно действовать, как при строительстве дома из стальных или железобетонных конструкций: сначала поставить каркас, а потом заполнять его строительным материалом, то есть отдельными, более детальными фактами.
Целью первого чтения должно быть прежде всего знакомство с материалом. Следовательно, пока речь идет о пассивном знании, которое при дальнейшем чтении должно превратиться в активное. Карандашом отделяем важные факты от менее важных, обозначаем места или отдельные слова, которые не понимаем.
1 часть